Ребенок с ОВЗ в современном образовательном пространстве: от проблемы к результату

"Организация учебно-тренировочного процесса с детьми ОВЗ в спортивной школе по спортивному направлению легкая атлетика"

Муниципальное автономное

учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа»

Тренер-преподаватель по легкой атлетике

Старкова Н.М.

Организация учебно-тренировочного процесса с детьми ОВЗ в спортивной школе по спортивному направлению легкая атлетика.

Обучающиеся с ограниченными возможностями, как и все остальные люди, в своем развитии направлены на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако физические и психические недостатки изменяют развитие растущего человека. Ограничение возможностей - это интегральное изменение личности в целом. Специальный образовательный процесс для детей с отклонениями в развитии должен протекать в специальных образовательных условиях, предполагающих: наличие современных специальных образовательных программ, учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход (применение специальных средств, методов образования, компенсации и коррекции), обеспечение адекватной среды жизнедеятельности, проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами, предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями. Известно, что сложность и полиморфизм обучающихся с ОВЗ обусловливают многообразие и разносторонность образовательных потребностей обучающихся с данной категорией.

В последние годы доказано, что ранняя и целенаправленная педагогическая, а также тренерско-преподавательская работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии детей. Однако в настоящее время организация коррекционной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях семьи, воспитывающей проблемного ребенка, находится только на этапе становления. В большинстве же случаев практическое выявление детей с ОВЗ начинается с 3 или 5 лет. Основные линии развития, значимые для ребенка с ЗПР, рассматриваются в двух возрастных периодах: младший дошкольный возраст - от 3 до 5 лет и старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.

Образовательно-воспитательные потребности ребенка младшего школьного возраста включают: совершенствование общей моторики, развитие тонкой ручной моторики и зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, формирование систем сенсорных эталонов, сферы образов-представлений, опосредованного запоминания, зрительной ориентировки в пространстве, воображения, эмоционального контроля, совершенствование наглядно-образного мышления, мыслительных операций словесно-логического уровня; внутренней речи, развитие связной речи, речевого общения, продуктивной деятельности, элементов трудовой деятельности, норм поведения, соподчинения мотивов, воли, самостоятельности, способности дружить, познавательной активности, готовности к учебной деятельности.

Вышеназванные линии развития неодинаковы как по своей природе, так и по своей роли в психофизическом и социальном развитии ребенка. Это важно учитывать при организации воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.

В связи с тем, что ограничение в состоянии здоровья у детей имеет разную степень выраженности, условия воспитания и обучения таких детей могут быть различны. В более легких случаях возможно посещение спортивных направлений и воспитание ребенка в условиях детско-юношеской спортивной школы. Ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха;

– имеется выраженная потребность ребенка с ограниченными возможностями в состоянии здоровья в общении со сверстниками;

– незрелость эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ говорит о специфической потребности ребенка данной категории в эмоционально-нравственном воспитании, так как развитие эмоционального контроля является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у них отклонений.

Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке.

В стандарте учитываются не только индивидуальные особенности развития той или иной категории лиц с особыми образовательными потребностями, но и специфика социокультурных и этнокультурных условий их проживания (документ содержит федеральную и национально-региональную части).

Вместе с тем, проблема стандартизации специального образования в нашей стране является новой, и наиболее разработана к настоящему времени та часть, которая относится к школьному периоду специального образования.

 

 

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: